История создания предпприятия "РИАТ". Главная миссия компании.


На рубеже 80-х и 90-х годов – в так называемую «перестройку» – обострились противоречия между требованиями рынка и возможностями ОАО «КАМАЗ» оперативно реагировать на них, производя автомобили с изменениями в конструкции и комплектации. В 1991 году руководство ОАО «КАМАЗ», анализируя результаты выполнения заказов на «нестандартные» автомобили временными творческими коллективами (ВТК), утвердило предложение автосборочного завода о делегировании функций по координации их деятельности отдельному инжиниринговому предприятию.

 

 

Для ускорения разработки и изготовления единичных образцов и малых партий эксклюзивной автотехники, востребованной как на рынке бывших республик СССР, так и за рубежом, было принято решение создать ООО «РИАТ». В состав его основных учредителей руководство ОАО «КАМАЗ» пригласило войти совместное советско-английское предприятие «АСТЭЙС» и совместное советско-австрийское предприятие «АЛЬТКАМ», к тому времени уже успевших приобрести практический опыт адаптации камских грузовиков к требованиям потребителей.

Генеральным директором нового предприятия был назначен Пономарев Владимир Васильевич работавший в тот период первым заместителем главного инженера автосборочного завода «КАМАЗа» и одновременно руководивший ВТК по выполнению заказов на автомобили оригинальной конструкции и нестандартной комплектации.

 

 

 

ООО «РИАТ» зарегистрировано постановлением мэра города Набережные Челны, Татарской АССР 6 мая 1992г.

 

Уставный фонд предприятия составил 380 рублей. Иными активами или правами общество с ограниченной ответственностью учредители не наделяли, так как планировали сами заниматься его ресурсным обеспечением. Основной задачей ООО «РИАТ» была определена функция главного координатора (генподрядчика) работ, необходимых для разработки и изготовления специальных автомобилей.

 

 

Руководство «КАМАЗа» (Бех Николай Иванович, Борисов Юрий Михайлович, Паслов Вадим Николаевич) и руководители основных заводов, информировав свои коллективы об учреждении нового предприятия, дали добро на сотрудничество с ним при решении различных инженерных и производственных задач. И именно это открыло «РИАТу» принципиальную возможность начать строить продолжающиеся вот уже 20 лет партнерские отношения с ОАО «КАМАЗ»!

   
Бех Николай Иванович Борисов Юрий Михайлович Паслов Вадим Николаевич    

 

 

 

Известно, что «один в поле не воин», поэтому назначенный генеральный директор начинает подбор персонала и пригласил в свою команду в первую очередь тех, с кем ему довелось работать на автосборочном заводе «КАМАЗа», и кто зарекомендовал себя эффективным руководителем и специалистом. Среди них была бухгалтер Гайнуллина Рамзия Габдрауфовна.

 

Третью строчку в штатном расписании ООО «РИАТ» занял технический директор Шливе Игорь Игоревич, работавший до этого в СП «АСТЕЙС», а еще раньше – в техотделе автосборочного завода.

 

     Гайнуллина Рамзия Габдрауфовна  Шливе Игорь Игоревич

 

 

Скоро к ним присоединились приглашенный на должность исполнительного директора Оленичев Александр Гультимович и назначенный коммерческим директором Магизов Саяз Сагитович, который работал начальником отдела анализа материалов завода и хорошо разбирался в материально-техническом обеспечении производства.

При активной поддержке директора автосборочного завода Котелкова Евгения Ивановича и его главного инженера Добрынина Юрия Григорьевича менеджмент «РИАТа» приступил к работе, заключив первый договор с ОАО «КАМАЗ» на оказание инжиниринговых услуг при разработке и производству отдельных образцов и малых партий автомобилей с изменениями в конструкции и комплектации.

Оленичев Александр Гультимович Магизов Саяз Сагитович Добрынин Юрий Григорьевич

 

 

Первый официальный офис ООО «РИАТ» - комната на 10-м этаже здания 23/10, арендованная у ОАО «КАМАЗ». Началась работа по 14-16 часов в сутки. Сотрудники «РИАТа» ежедневно:

  • проводили рабочие совещания со специалистами научно-технического центра, заводов двигателей, автосборочного, агрегатного, прессово-рамного, управления экономики «КАМАЗа», предприятий-поставщиков комплектующих изделий;
  • контролировали выполнение заказов на всех этапах;
  • составляли различные планы-графики выполнения работ, согласовывали их с привлеченными исполнителями;
  • калькулировали, согласовывали со всеми заинтересованными лицами затраты и утверждали их у руководителей «КАМАЗа»;
  • договаривались о поставках материалов, комплектующих изделий, инструментов, необходимых для производства;
  • и «толкали, толкали, толкали…» всех, кто был задействован в проекте, где-то используя «административный ресурс» руководства «КАМАЗа», где-то стимулируя исполнителей дополнительной оплатой.

В результате – автомобили сдали в управление сбыта «КАМАЗа» в намеченный срок!

 

Один из первых полноприводных бортовых автомобилей КАМАЗ-43118 на ГСК Один из первых автомобилей КАМАЗ-65115
       
КАМАЗ-65115, подготовленный к выставке "MIMS" Автомобиль КАМАЗ-4326

 

 

Проблем было очень много. Особенно они обострились после пожара на заводе двигателей «КАМАЗа». А когда он был восстановлен, из-за резкого падения платежеспособного спроса на автомобили возникли трудности с их реализацией за «живые» деньги. И генеральный заказчик отодвигал оплату наших работ на неопределенный срок. Правда, удавалось договариваться с руководством «КАМАЗа» о получении на сумму задолженности запчастей и автомобилей, выпускаемых акционерным обществом. Практически до 2002 года «РИАТ» прямой денежной оплаты, предусмотренной договором с автозаводом, не имел. В условиях господства бартера и суррогатных платежных средств возросла роль дирекции по маркетингу и продажам, которую с момента ее образования возглавлял Александр Иванович Гнилоквас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Иванович, не только создал систему быстрого превращения «бартерного товара» в рубли, но и заложил основы коммерческой деятельности предприятия, успешно закупая и перепродавая различные ТМЦ, помогая формировать у предприятия собственные оборотные средства.

 
  Гнилоквас Александр Иванович    

 

При непосредственном участии «РИАТа» в решении конструкторских, технологических и производственных вопросов изготовлены опытно-промышленные партии автомобилей «КАМАЗ» с правосторонним расположением рулевого управления, а также с двигателями, силовыми агрегатами, трансмиссиями ведущих мировых производителей «Cummins», «Caterpillar», «KHD», опытные образцы низкорамных городских автомобилей.

Освоен выпуск полноприводных автомобилей на двускатной ошиновке серии КАМАЗ-53228, специальных шасси под различные надстройки (краны, экскаваторы, оборудование для нефтегазодобычи, строительства).

Становление «РИАТа» было стремительным (темпы роста в начале его деятельности превышали 100 процентов в год). «Семейный тип» управления предприятием постепенно уходил в прошлое, наполняясь различными регламентами и процедурами, но все равно соответствовал придуманному кем-то из консультантов термину – «менеджмент героев». Команда «РИАТа» продолжала работать по 14-16 часов в сутки, практически без выходных и нормальных отпусков.

Из-за очень больших и непроизводительных затрат времени и труда при организации работ по проектированию и выпуску специальных автомобилей руководство инжиниринговой фирмы приняло решение обзавестись собственными производственными мощностями. Хотя бы для выполнения ОКР по единичным образцам и малым партиям машин.

Для этого в 1993 году «РИАТ» приобрел в ПГО «Гараж-2000» три бокса суммарной площадью 350 квадратных метров. И в 1994 году развернул там участок по установке двигателей ЯМЗ и различным доработкам автомобилей КАМАЗ силами уже штатных сотрудников предприятия. Начальником участка стал Николай Васильевич Карманов. Результаты превзошли ожидания – резко сократились сроки выполнения заказов и общие затраты. И было принято решение создавать собственные производственные мощности, но уже в промышленном масштабе.

Автомобили КАМАЗ с двигателями, силовыми агрегатами, трансмиссиями ведущих мировых производителей «Cummins», «Caterpillar», «KHD», опытно-промышленные образцы низкорамных городских автомобилей полноприводные автомобили на 2-х скатной ошиновке серии КАМАЗ-53228, специальные шасси под различные надстройки (краны, экскаваторы, оборудование для нефтегазодобычи, строительства, лесовозы).

 

1994 год

«РИАТ» заключает с ОАО «КАМАЗ» дилерское соглашение и начинает продажи грузовых автомобилей Камского автозавода в России и странах СНГ.

Прибыль от основной деятельности предприятие продолжает инвестировать в опытно-конструкторские работы по новым моделям машин и в развертывание собственных производственных и торговых площадей.

В промышленной зоне Набережных Челнов совместно с ООО «ГАРО» на земельном участке площадью 1,5 гектара начинается строительство и технологическое оснащение производственного комплекса. Создаются специализированные рабочие места по переоборудованию и оснащению автомобилей КАМАЗ различными узлами, агрегатами, аксессуарами, повышающими их потребительские качества.

Взяв курс на диверсификацию бизнеса, «РИАТ» разрабатывает и приступает к реализации новых инвестиционных проектов:

  • создание станции технического обслуживания легковых автомобилей;
  • предоставление услуг мобильной связи на основе стандарта «Trank-2» жителям Закамского региона РТ.

Предприятие сертифицирует по стандартам России свою систему проектирования, технологической подготовки производства, технического обслуживания грузовых автомобилей и регистрируется в качестве производителя автотранспортных средств.

«РИАТом» разработаны и изготовлены опытные образцы автомобилей:

  • седельный магистральный тягач с жилым модулем КАМАЗ-54112М.
    Автомобиль экспонировался на нескольких российских выставках и везде получил высокую оценку. ООО «РИАТ» сертифицировал данный автомобиль в Госстандарте РФ и получил сертификат на право производства под маркой «КАМАЗ-РИАТ».

  • МИКРОКАР
    Модульный малотоннажный автомобиль грузоподъемностью до 1.0 тонны словацкого предприятия АО “VAB”. ООО «РИАТ» выполнил комплекс работ по адаптации автомобиля к особенностям эксплуатации в РФ, сертифицировал его в Госстандарте РФ и получил сертификат на право производства под маркой «РИАТ-2256».

  • Совместно с предприятием «VAB-SIPOX» республики Словакия разрабатывается и осуществляется проект по созданию и производству полноприводного автомобиля из узлов автомобиля КАМАЗ и шасси автомобиля TATRA.
    «РИАТ» участвует в работе по взаимной адаптации узлов и деталей и занимается комплектацией и отправкой сборочных комплектов автомобиля КАМАЗ в Словакию.

На собственных производственных участках ведется дооснащение и переоборудование как новых, так и находящихся в эксплуатации автомобилей. Устанавливаются, настраиваются и легализуются тахографы фирм «Kinzle» и «Wederoot» (ООО «РИАТ» – единственное предприятие в РТ имеет дипломированных специалистов, необходимое оборудование и лицензию «Kinzle» и «Wederoot» на выполнение данных работ);

Достроен и выкуплен у ООО «ГАРО» производственный корпус и непосредственно прилегающий к нему участок земли площадью 14 тыс. кв.м.

Продолжается развитие мощностей торгово-производственного комплекса предприятия - начато строительство склада товарных автомобилей, технологического заправочного комплекса ГСМ, автомойки.

Приступили к оказанию на коммерческой основе услуг мобильной телефонной связи жителям Набережных Челнов с использованием запущенного узла «транковой радиосвязи». Система охватывает более 100 абонентов с карманными, автомобильными и стационарными комплектами.

Достигнута ежемесячная рентабельность станции технического обслуживания легковых автомобилей, расположенной на территории «ПГО-2000».

Изготовлено или приобретено технологическое оборудование, ведется его монтаж на станции антикорозионной обработки автомобилей по технологии голандской фирмы Valvolin.

1996 год

По заказам ОАО «КАМАЗ» предприятие продолжает оказывать инжиниринговые услуги по разработке и выпуску опытных образцов новой техники.

Так, при его непосредственном участии организована технологическая подготовка производства и выпущена первая опытно-промышленная партия узлов и агрегатов для автомобиля КАМАЗ-6520.

 

На основании дилерского соглашения с Камским автозаводом ООО РИАТ выполняет весь комплекс работ связанный с маркетингом, рекламой, предпродажной подготовкой, транспортировкой и реализацией автомобилей КАМАЗ оригинальной конструкции и нестандартной комплектации.   В 1996 году продано 1649 автомобилей

 

На созданных рабочих местах начинается переоборудование грузовых автомобилей КАМАЗ двигателями, силовыми агрегатами, трансмиссиями ведущих мировых производителей «Cummins», «Caterpillar», «KHD», «RABA», «ZF». Устанавливаются тахографы на автомобили, находящиеся в эксплуатации.

Предприятием разработана КТД, изготовлена и передана в НТЦ на испытания двуспальная кабина КАМАЗ-54601 «Стайер» (экспонировалась в составе КАМАЗ-54115 на МИМС-96 и вызвала интерес у потенциальных заказчиков).

Предприятием разработаны и изготовлены опытные образцы низкорамного автомобиля КАМАЗ-РИАТ 5355 с двигателями ведущих моторостроителей – «Cummins», «Caterpillar».

Автомобиль сертифицируется Госстандартом РФ и готовится к серийному производству. Предполагается, что основными покупателями новинки станут успешно развивающиеся отделения международных компаний в России – «PepsiCola», «Unilever», «Procter&Gambl».

Совместно с фирмой «ZCM» (г. Тисовец, Словакия) разработан и изготовлен опытный образец автомобильного экскаватора-планировщика в составе КАМАЗ-53228-045 и полноповоротного телескопического экскаватора UDS-134.

Автомобиль экспонировался на нескольких выставках дорожно-строительной техники в РФ, сертифицирован в Гостандарте РФ.

На территории «ПГО-2000» введена в коммерческую эксплуатацию станция антикорозионной обработки автомобилей по технологии фирмы Valvolin. Фактический спрос на данную услугу превысил расчетный объем.

В корпусе №1 создается участок по кузовному ремонту автомобилей (сварка, правка на стапелях, рихтовка, окраска).

Чтобы получить право на целевые налоговые льготы для вновь созданных предприятий, действующий проект по предоставлению услуг «транковой радиосвязи» связи жителям Набережных Челнов и вновь разработанная система пейджинговой связи объедены в отдельный субъект предпринимательства - ЗАО «Радиоком».

Система «транковой» связи насчитывает более 250 абонентов, в системе пейджерной связи - более 300 абонентов, включая жителей Нижнекамска, Елабуги и Менделеевска.

1997 год

Выполняя заказы ОАО «КАМАЗ», предприятие продолжает оказывать инжиниринговые услуги по разработке и выпуску опытно-промышленных образцов новых моделей автомобилей КАМАЗ.

Появляются первые образцы полноприводного самосвала на односкатной ошиновке КАМАЗ- 45141.

Освоено производство аллюминевых фургонов из SKD Бельгийской фирмы Alluvan.

С непосредственным участием предприятия организовано проведение технологической подготовки производства и изготовлены опытные образцы шасси городского и пригородного автобусов КАМА-BUS для постройки на них автобусных салонов словенской фирмой «AVTOMONTAGABUS» (г. Любляна, Словения).

В последующем данный проект трансформировался в производство автобусов на дочернем предприятии «КАМАЗа» – ОАО «НЕФАЗ».

Продавая на основании дилерского соглашения автомобили КАМАЗ,  предприятие отдает приоритет  специально доработанным автомобилям и шасси (лесовозам, полноприводным бортовым автомобилям повышенной грузоподьемности,  двухосным автомобилям, шасси подготовленным под монтаж различного спецоборудования).

Объем продаж за год – 999 автомобилей КАМАЗ

 Используя собственные производственные мощности, предприятие продолжает техническое обслуживание, ремонт и дооборудование автомобилей находящихся в эксплуатации с целью повышения их потребительских свойств.

 В производственном корпусе №1 введен в строй оснащенный современными технологиями участок кузовного ремонта легковых автомобилей.

Запущена в эксплуатацию промышленная лаборатория по цветоподбору и приготовлению готовых красок по технологиям словенской фирмы «HELIOS» и германской фирмы «STANDOX».

Разработан проект, выполнены СМР, закуплено технологическое оборудование и введены в коммерческую эксплуатацию механизированные автомоечные комплексы для обслуживания легковых автомобилей в 9-ом микрорайоне и в районе железнодорожного вокзала нашего города. В обоих комплексах организованы магазины розничной торговли автотоварами.

В структуре предприятия создается подразделение по продажам запасных частей к автомобилям КАМАЗ, строятся складские помещения, комплектуется персонал.

1998 год

В производственном корпусе №1 сдан в эксплуатацию участок производства обивок панелей крыши и надоконных полок кабины для автомобилей КАМАЗ.

Организован и оснащен необходимым технологическим и инженерным оборудованием участок ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей, который позволил значительно снизить количество рекламаций по двигателям.

Центральный административный офис «РИАТа» «прописался» по адресу: Новый город, дом 30/18.

Приобретен у ООО «ГАРО» объект незавершенного строительства – капитальное железобетонное здание (450 кв.м.) и прилегающий земельный участок площадью около 10000 кв.м., расположенный рядом с территорией торгово-производственного комплекса предприятия. В данном здании организованы рабочие места по окраске

нестандартных изделий, консервации, упаковке и маркировке запасных частей.

Гаражные боксы на территории «ПГО-2000» проданы, рабочие места СТО переведены в основной производственный корпус, дооснащены специальным технологическим оборудованием и инструментом. После чего доход от оказания услуг станцией вырос в два раза.

1999 год

Предприятие восстанавливает докризисные объемы производства и торговые обороты по бизнес-процессам, освоенным в предыдущие периоды.

Из-за дефицита на рынке качественных и приемлемых по цене комплектующих, в целях дальнейшей диверсификации бизнеса и повышения его доходности предприятие приступает к промышленному производству автокомпонентов - деталей экстерьера и интерьера автомобилей «КАМАЗ» (надоконные полки, накладки бампера, крылья колесных арок, щитки подножки, панели приборов, обивка крыши и т.д.). А также сидений для водителей и пассажиров грузовых автомобилей, тракторов и междугородних автобусов.

Начаты поставки деталей из пластика для комбайнов «ДОН».

Машкомплекты капотов для комбайнов Россельмаша г. Ростов

Производятся крупногабаритные детали экстерьера и интерьера для опытных образцов автомобилей, разрабатываемых НТЦ «КАМАЗА»:

Конструкторами «РИАТа» разработаны сиденья водителя для автобуса и модернизированные сиденья для микролитражного автомобиля «ОКА».

В корпусе №1 на антресольном этаже (~ 500 кв.м.) организован и оснащен необходимым технологическим и инженерным оборудованием участок изготовления сидений автобуса для поставки на сборочный конвейер ОАО «ЛИАЗ». Ежемесячно здесь изготавливается 70-100 сидений водителя для автобуса «ЛИАЗ» и 10-50 машинокомплектов сидений для «тюнинговой» ОКИ.

На базе капитального здания, приобретенного у ООО «ГАРО», построен корпус №2 (площадью 1512 кв.м.), где запущен в коммерческую эксплуатацию участок по изготовлению цельноформованной обивки крыши кабин автомобилей. Ежемесячно здесь изготавливается порядка 2000 машинокомплектов обивок с надоконными полками для поставки на главный сборочный конвейер ОАО «КАМАЗ».

Над лабораторией краскоприготовления в корпусе №1 на втором внутреннем этаже построено помещение для работы с клиентами участка кузовных работ, расширены хозяйственно-бытовые комнаты для персонала.

На территории площадки хранения товарных и технологических автомобилей введен в эксплуатацию участок зарядки и ремонта аккумуляторных батарей и шиномонтажа. Дальнейший период – период ввода в эксплуатацию новых производственных и торговых мощностей, совершенствования всех бизнес-процессов компании и расширения продуктовой линейки.

2001 год

Нарастающая конкуренция на рынке потребовала от компании освоения новых технологий, бизнес-процессов, программных продуктов. Для привлечения инвестиций в техническое перевооружение и дальнейшее развитие предприятия его учредители принимают решение об изменении организационно-правовой формы компании. В итоге ООО «РИАТ» было преобразовано в открытое акционерное общество.

2001-2011 годы

Это период качественного развития компании. В процессы разработки продукта внедряются современные высокопроизводительные технологии автоматизированного проектирования и изготовления оснастки (CAD/CAM).

Вводятся в эксплуатацию новые производственные и торговые мощности, инженерная инфраструктура.

Внедряются современные технологии и развивается производство автокомпонентов – сиденья водителя и пассажира, детали экстерьера и интерьера из композитного пластика. ОАО «РИАТ» является единственным в России предприятием внедрившим производство композитных деталей по технологии RIM-литье полидециклопентадиен с уникальным сочетанием свойств высокой упругости и прочности и малого удельного веса.

Формируется высокопрофессиональный коллектив, мотивированный на достижение стратегических целей компании.

C 2010 г. ОАО «РИАТ» входит в ТОП-100 компаний Республики Татарстан.

 

СЕГОДНЯ

  ДИНАМИКА ПРОДАЖ,
ЗА ПЕРИОД 5 ЛЕТ (В ТЫС. РУБ.)

ОАО «РИАТ» - динамично развивающаяся торгово-производственная компания с диверсифицированным ассортиментом продукции и услуг. В среднем ежегодно компания растет на 30-35%!

 

 

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика